Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления. Именно он сумел объединить в своих произведениях все самое лучшее из национальной и мировой литературы ХIХ века и сблизил литературный язык и самобытную народную разговорную речь.
Александр Пушкин родился в 1799 году в обедневшей дворянской семье. В раннем детстве он был молчаливым и малоподвижным ребенком. Начальное образование Пушкин получил дома. Воспитание его ничем не отличалось от общепринятой тогда в дворянских семьях системы: родители нанимали ему гувернеров и учителей из Франции, Германии, Англии и России. С ранних лет А.С. Пушкин полюбил русскую историю, народные сказки, предания, легенды благодаря его бабушке по материнской линии Марии Ганнибал, у которой он гостил каждое лето. Именно бабушка привела в дом Арину Родионовну, которая стала няней будущего великого поэта.
Учеба давалась Пушкину тяжело, однако вскоре мальчик увлёкся чтением. Любовь к чтению переросла в попытки создавать собственные тексты. Уже в семь лет, подражая именитым авторам, Пушкин сочинял на французском языке маленькие комедии, потом захотел писать басни и даже задумал поэму в шести песнях.
В 12 лет родители устроили Александра в Императорский Царскосельский лицей. Учился Пушкин не очень хорошо, особенно тяжело юному писателю давались логика и математика. При блестящей памяти ему недоставало усидчивости и внимания. Однако преподаватели отмечали эрудицию воспитанника. В лицее он продолжал много читать и писать тексты на французском языке. На русском языке Александр Пушкин составлял небольшие эпиграммы и послания, а также писал стихотворения. Юного автора настолько увлекало литературное творчество, что идеи произведений рождались одна за другой на несколько месяцев вперед.
В 15-летнем возрасте Пушкин впервые опубликовал стихотворение «К другу-стихотворцу» в журнале «Вестник Европы». А первый крупный успех ждал его через год – во время зимнего переводного экзамена лицеист прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Присутствовавший на экзамене Гавриил Державин был потрясен творением юного поэта.
После окончания лицея Пушкина направили в Коллегию иностранных дел – чиновником X класса. Но государственная служба мало привлекала юношу. После шести лет учебы он с головой окунулся в светскую жизнь столицы и, как известный и заслуженный автор, попал в общество петербургских писателей. Еще в лицее он стал членом литературного кружка «Арзамас», который боролся с архаическими языковыми традициями, а в 1819 году вступил в литературно-театральное общество «Зеленая лампа» при декабристском «Союзе благоденствия». Его участники пропагандировали свободолюбивые идеи, на собраниях читали стихи, обсуждали театральные премьеры, критиковали публицистические статьи. Здесь велись не только светские споры, но и политические беседы. Все это отразилось на творчестве Пушкина: о написал несколько эпиграмм на государственных деятелей того времени, оду «Вольность», стихотворения «К Чаадаеву» и «Деревня».
В 1820 году Александра Пушкина по службе перевели из столицы в Кишинёв. Перед отъездом он закончил поэму «Руслан и Людмила». Василий Жуковский очень высоко оценил это произведение и подарил поэту свой портрет с подписью «Победителю ученику от побеждённого учителя».
По пути к новому месту службы поэт поехал сначала на Кавказ, затем в Крым. Путевые впечатления от юга империи позже отразились в некоторых его произведениях: «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Песнь о вещем Олеге». Некоторое время спустя Пушкин начал работать над романом в стихах «Евгений Онегин».
В 1824 году за увлечение «атеистическими учениями» поэта отправили в настоящую ссылку в семейное имение в селе Михайловское Псковской губернии. Писателя лишили скромного жалованья, установили надзор, а конец срока наказания никак не обозначили. В Михайловском он вел уединенный образ жизни. Единственным развлечением для Пушкина стали беседы с няней Ариной Родионовной. Её сказки, как говорил поэт, исправляли недостатки французского воспитания. Он записывал сюжеты волшебных историй, а позднее использовал их в своих произведениях. Всего в Михайловском поэтом было создано около ста произведений.
Периодом небывалого творческого взлета были две Болдинских осени в родовом имении Болдино. Там Пушкин закончил «Евгения Онегина», написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», драму «Русалка», «Медного всадника», «Пиковую даму» «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» и множество стихотворений.
Жизнь Александра Сергеевича оборвалась очень рано, во время дуэли с Жоржем Дантесом поэт был тяжело ранен и скончался через два дня. Ему было всего 37 лет. Но после себя он оставил потомкам неоценимое наследие. В.Г. Белинский писал о Пушкине: «Придёт время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство». Великий критик был прав: прошло немало лет после гибели поэта, и сейчас мы учимся духовной нравственности у гениального художника поэзии, современного всем народам любой эпохи; его «свободный глас» проходит всякие пределы, достигая каждого из нас и пробуждая всё самое лучшее, что есть в наших сердцах.
Иван Андреевич Крылов
По школьным учебникам мы знаем Ивана Андреевича Крылова как главного баснописца. Он высмеивал чиновников, глупцам отвечал остроумными анекдотами, не стеснялся говорить правду в лицо. Между тем многие современники вспоминают его как доброго человека, который был окружен любовью и поклонниками, но никому не мог открыться по-настоящему. Были и те, кто посмеивались над ним, слагая легенды о феноменальной рассеянности, неряшливости, неутолимом аппетите. Он совершенно не замечал собственной оплошности, мог пользоваться ночным чепчиком вместо носового платка, потому что по рассеянности путал эти мелкие вещицы. Его нельзя было назвать франтом, или даже просто опрятным человеком. Но женщины любили этого человека, хотя он скончался холостяком.
Один из самых известных русских мемуаристов Фили́пп Вигель называл его и поэтом, и хорошим музыкантом, и математиком. А сам Крылов считал себя не баснописцем, а переводчиком и поэтом.
Иван Андреевич всю жизнь стремился к знаниям. Он много читал, самостоятельно освоил игру на нескольких музыкальных инструментах, знал четыре языка – французский, итальянский, немецкий, греческий, изучил математику. В преклонном возрасте он освоил древнегреческий язык.
Этот человек поистине сделал себя сам. Его родители жили бедно – отец был армейским офицером, который участвовал в пугачевском бунте и при отставке не получил ни званий, ни наград, ни большого жалованья. После смерти отца семья оказалась в ещё более тяжёлом положении. Восьмилетний Иван начал работать подканцеляристом в уездном суде.
У Крылова не было возможности получить хорошее классическое образование, но отец в наследство оставил ему сундук с книгами, а мать сумела привить мальчику любовь к труду и чтению. Писатель всегда с нежностью вспоминал о ней: «Она была простая женщина <...> без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей». Иван освоил грамоту в доме своих тверских благодетелей помещиков Н. и П. Львовых, они позволили мальчику присутствовать на уроках французского языка, которые давались их детям.
Когда Ивану исполнилось 14 лет, вдова с детьми отправилась в Санкт-Петербург, чтобы похлопотать о пенсии и устройстве старшего сына на работу. Иван был принят приказным служителем в казённую палату.
Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах.
В пятнадцать лет он пробует писать. Ему нравится юмор, сатира, комедия, и вовсе не потому, что он был насмешником. Иван полагал, что эти литературные жанры помогают человеку стать лучше, корректируют его поведение и помогают взглянуть на себя со стороны.
Как только в Санкт-Петербурге появился общедоступный театр, Иван Андреевич, всегда тянувшийся к искусству, не смог пропустить такую новинку. Он увлекся театром! Познакомился с актерами, стал жить интересами нового храма искусства. Скучная служба в канцелярии стала казаться ему невыносимой, он решил выйти в отставку, вплотную заняться тем, к чему лежала его душа – литературной деятельностью. В это время Крылову исполнилось восемнадцать лет. Первые литературные опыты были неудачными, но постоянное самообразование, неустанная работа сделали своё дело. В 18 лет он пишет свою первую трагедию, назвав её «Филомела». В ней чувствуется талант автора, но само произведение было обычным подражанием классикам. Первый неудачный опыт не останавливает юного литератора. Решив перейти к комедиям, он пишет ряд сочинений: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др. Они также не вызвали восторга у читателей и критиков, но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.
Свободно владея французским, Крылов в Петербурге освоил английский, немецкий и итальянский языки. Он прочитывал новинки европейской литературы, интересовался мировой философией, историей, античной словесностью. Позднее он выучил древнегреческий, чтобы переводить Гомера.
В 19-летнем возрасте Крылов публикует свои первые басни «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл» без авторской подписи на страницах журнала «Утренние часы».
В 20-летнем возрасте Иван Крылов становится издателем, вместе с другом они выпускают журнал «Почта духов». Молодой издатель горит желанием добиться успеха. Через три года он в компании единомышленников создает журнал «Зритель». Ещё через год появляется новый журнал – «Санкт-Петербургский Меркурий». В 1805 году Иван Андреевич перевёл на русский язык две басни французского писателя Лафонтена и просто влюбился в этот жанр. Лишь в 36 лет Крылов понял, что басни – это его призвание. Его драматургические произведения «Модная лавка», «Урок дочкам», «Пирог» стали довольно успешными, но до конца своих дней он предпочёл заниматься именно баснями.
В 1809 году вышел первый сборник басен, автором которых стал сам Крылов. И это был уже не просто успех, а настоящая слава. Крылов завоёвывает себе видное и почётное место в русской литературе, а благодаря последующим изданиям басен становится писателем в такой степени национальным, каким до тех пор не был никто другой. Всего Иваном Андреевичем Крыловым написано 236 басен, которые вошли в девять пожизненных сборников. Их темы различны, баснописец критиковал русскую действительность, человеческие пороки, рассказывал читателям литературные анекдоты. Предметом сатиры его текстов были и политические события («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица» – о войне с Наполеоном), и разлагающиеся «устои» общественной жизни («Водолазы», «Сочинитель и Разбойник»). Крылов смеялся над чванством («Гуси»), над увлечением иностранцами («Обезьяны»), над уродливым воспитанием («Воспитание Льва»), мотовством, непрактичностью и многим другим. Однако, несмотря на жгучую сатиру его басен, именно он оказался едва ли не самым любимым автором своего времени. Ему удалось избежать опалы сразу при трёх самодержцах, в эпоху правления которых он жил, и удивить весь Петербург празднованием 50-летнего юбилея писательской деятельности.
Поэт ещё при жизни стал классиком, его творчество было необыкновенно популярным и не утратило своей востребованности до сих пор. Многие его басни были разобраны на цитаты, обогатившие русский язык. Их читали в каждой семье, около 80 тысяч сборников басен были проданы ещё при жизни писателя. Это был необыкновенный успех, поставивший баснописца в один ряд с Пушкиным и Гоголем.
Начав свою жизнь в бедной семье, не имевшей средств для образования детей, Крылов стал академиком Петербургской академии наук и получил чин статского советника. Крылов продолжал писать до конца жизни. Итог творческой деятельности Крылова точно описан в строках поэта Петра Вяземского:
«Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль».
Умер Иван Андреевич 21 ноября 1844 года, в день похорон друзья и знакомые получили по экземпляру изданных им басен. На траурно-черной обложке было написано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».
Александр Васильевич Суворов
«Тяжело в учении – легко в бою!». Эти слова Александра Васильевича Суворова каждый из нас слышал с детства. И многие знают, что правильность их великий полководец, первым получивший звание генералиссимуса российских войск не на бумаге, а за боевые заслуги, доказал всей своей жизнью. Не случайно историки пишут о нём, как о «птенце гнезда Петрова» – он был истинным единомышленником царя, ратуя за Россию-матушку и Отечество. Они разминулись лишь во времени – Пётр I крестил Василия, отца Александра Суворова, ставшего впоследствии выдающимся государственным деятелем. Удивительно образованным человеком был Александр Васильевич: знал несколько иностранных языков (французский, немецкий, итальянский); сверх того, он изучал польский, татарский, турецкий, арабский и финский языки, в шестидесятилетнем возрасте изучил Коран. При этом память у него была удивительная: он знал по именам своих солдат и помнил подвиги каждого.
«Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле». Ещё одно выражение из знаменитого наследия полководца «Наука побеждать» по обучению и воспитанию войск. И эти слова от жизненного опыта Суворова: будучи с детства слабым и болезненным ребенком, ежедневно, в любую погоду, встав задолго до рассвета, он выходил на улицу и обливался ледяной водой, регулярно занимался гимнастикой, бегал, в дождь и в холод скакал на лошади. И взрастил таким образом свой несокрушимый по воле характер. Постоянными упражнениями, жёсткой дисциплиной и православной верой «научал» своих солдат Суворов даже в звании генерал-фельдмаршала.
Александр Васильевич Суворов – единственный из отечественных главнокомандующих, не понесший ни единого поражения, одержавший победу в более 60 сражениях, ни разу не держал оборону. Иностранные военные деятели дали ему прозвище «Генерал Вперёд»!
Историки выделяют 7 величайших побед Суворова: Битва при Козлуджи 1774 года. Одно из последних и решающих сражений русско-турецкой войны 1768-1774 гг., в котором на поле боя встретились 40 тыс. турков против 24 тыс. русских. Победа при Козлуджи практически вынудила Османскую империю подписать Кючук-Кайнарджийский мирный договор, давший Российской империи заветный выход к Черному морю.
Кинбурнская баталия 1787 года. Одно из сражений русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг., где русская армия, разгромив турецкий десант, удержала Кинбурнскую крепость.
Сражение при Рымнике 1789 года. Суворов с 25-тысячным войском сделал ставку на эффект неожиданности и скорость атаки и смог разбить 100-тысячную армию турок под командованием великого визиря Кеназе Хасан-паши «по частям».
Штурм Измаила в 1790 году. Суворов уничтожил турецкий гарнизон Измаила – неприступной крепости. (Суворов был уверен в победе и поставил ультиматум: «24 часа – воля, первый выстрел – неволя, штурм – смерть». Главнокомандующий турецкими войсками Айдозола-Мехмет-паша ответил: «Скорее Дунай потечёт вспять и небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил»).
Подавление восстания в Польше 1794 года, когда произошел новый раздел Польши между Российской империей и Пруссией, в результате которого она прекратила свое существование как отдельное государство до 1918 года.
Итальянский поход 1799 года: по просьбе союзников по антифранцузскому блоку российский полководец становится во главе русско-австрийской армии в борьбе против Франции, оккупировавшей часть Италии. Сражение при городе Нови завершило освобождение Северной Италии (потери французов до 20 тыс.).
Швейцарский поход. В том же 1799 году Суворов двинулся в Швейцарию – там также велась борьба с французскими силами. Кратчайшим путем из Северной Италии на новое место сражений стал переход через Альпы – знаменитый подвиг российского полководца. Полководцу удалось не только вывести свой корпус из окружения, но и нанести врагу сокрушительное поражение.
Великий полководец потому и стал великим, что умел вникать в самые мелочи жизни и быта. Когда в 1778-79 годах в Крыму была угроза чумы, солдаты Суворова чистили туалеты и конюшни, ремонтировали колодцы и бани – проводили все гигиенические мероприятия, которые были возможны в ту эпоху, как профилактические меры от эпидемий.
В это время Россия и Турция схлестнулись в политической борьбе за «независимый» Крым. Умело используя явную угрозу страшной эпидемии, Суворов занялся этой борьбой. Татарское ханство в ту эпоху не ограничивалось лишь Крымом, а занимало все северные берега Черного моря – от Кубани до Приднестровья. Под предлогом карантина от вспыхнувшей в Азии чумы он закрыл все крымские порты. В итоге турецкий флот, испытывая нехватку воды и наблюдая умело расставленные русские пушки, оставил попытки «втесниться в Крым», ушел от его берегов.
Екатерина II лично наградила Суворова за политические успехи в Крыму: на аудиенции царица сняла со своего платья бриллиантовую звезду ордена Святого Александра Невского и приколола ее на грудь Суворова. Мало кто знает, что Севастополь, главная база нашего флота на Черном море, родился, в сущности, из укреплений великого полководца! Город русской морской славы возник в ходе бескровного, но чрезвычайно напряженного противостояния суворовской пехоты с турецким флотом. От Крымской эпопеи великого полководца остались и его многочисленные приказы солдатам: «Соблюдать полную дружбу и утверждать обоюдное согласие между россиян и разных званиев местных обывателей… Земские залоги (т.е. местные законы и обычаи) свято почитать, равно российским».
При всём величии деяний государственных Суворов был истинно русским человеком. Отдавая предпочтение простой русской еде – «Щи да каша – пища наша», особенно почитал полководец гречневую и овсяную каши, дающие здоровье и силу. Очень любил с деревенскими ребятишками играть в народные игры: лапту, городки, бабки. Говорят, упражнения в меткости были одним из любимых занятий Петра I, а Александру Суворову приписывают выражение «Битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск». Вот такие простые упражнения для настоящего защитника Отечества. «В здоровом теле – здоровый дух». Эту фразу также приписывают полководцу Александру Суворову.
В мемуарах великого полководца есть строки: «Доброе имя должно быть у каждого честного человека, лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества. Мои успехи имели исключительной целью его благоденствие». В этом – весь Суворов!
Константин Эдуардович Циолковский
Константин Эдуардович Циолковский – выдающийся российский ученый, один из теоретиков авиации и воздухоплавания, основоположник теории реактивного движения и межпланетных сообщений, талантливый педагог и учитель, отдавший преподавательской деятельности более 40 лет жизни.
Родился Константин Циолковский в 1857 году в селе Ижевское Рязанской губернии в большой семье. Его первыми учителями были родители: отец, Эдуард Игнатьевич, который после окончания Петербургского института занимался лесничеством, а потом преподавал естественную историю в Рязанской гимназии, и мать, Мария Ивановна – домохозяйка.
Константин Эдуардович сохранил в памяти один из первых уроков отца: Эдуард Игнатьевич, проткнув вязальной спицей большое яблоко, объяснял сыну, что такое ось вращения Земли. Мария Ивановна учила сына письму, объясняла азы арифметики. Читать семилетний Циолковский научился сам – по «Сказкам» Афанасьева. В 10-летнем возрасте Константин заболел скарлатиной, осложнением которой стала глухота. Болезнь стала причиной его одиночества – он отдалился от всех и замкнулся, тяжело переживая свое увечье. Но глухота стала и причиной его внутренней сосредоточенности на работе.
Учиться в школе глухому мальчику было непросто: он почти не слышал учителей. В университет путь был тоже заказан: слушать лекторов и отвечать на семинарах он не мог. Оставался один путь – заниматься самому по учебникам математики и естествознания еще отцовских времен.
Константин увлекся проектированием и конструированием. Как и Ньютон в детстве, он делал кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями из бумаги и картона. К 14 годам он стал делать коляски и локомотивы на пружинах. В 16 он изготовил самодельный токарный станок и начал делать ветряные мельницы, а однажды собрал музыкальный инструмент со струной, клавиатурой и смычком. К окончанию гимназии Костя соорудил паровой автомобильчик, аэростат и начал рисовать машины с крыльями.
Отец принимает решение отправить Константина учиться в Москву, в Высшее техническое училище. До Москвы юноша доехал, но поступать в училище не стал. Вместо этого он записался в единственную городскую бесплатную библиотеку – Чертковскую – и углубился в самостоятельное изучение наук. Все это время Циолковский прожил в буквальном смысле на хлебе и воде. Почти все получаемые от отца деньги он тратил на книги, приборы и химические препараты.
Вернувшись через три года домой, Константин стал давать частные уроки. Преподаватель из глухого Циолковского вышел блестящий. Он мастерил из бумаги многогранники, чтобы объяснять ученикам геометрию, и вообще часто объяснял предмет на опытах. Также он продолжал самостоятельно изучать физико-математические науки по циклу средней и высшей школы, а впоследствии экстерном блестяще сдал экзамены на звание учителя и отправился преподавать арифметику и геометрию в город Боровск Калужской губернии.
Помимо преподавания, именно в Боровске Циолковский полностью осознал проблему, которая интересует его более всего, – космические полёты и воздухоплавание. Все свои силы Циолковский отдавал науке и почти все учительское жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. В это же время Константин Эдуардович написал своеобразный научный труд в форме дневника «Свободное пространство», где им впервые был сделан четкий вывод: единственно возможный способ перемещения в космическом пространстве основан на принципе реактивного движения.
Продолжая заниматься расчетами возможностей межпланетных путешествий, Циолковский загорелся идеей создания цельнометаллического дирижабля. Вычисления его движения, математические формулы (позже они станут известны как формула Циолковского, число Циолковского) занимали почти все его время. Кроме того, он занимался механикой движения, теорией газов и строением Солнца. Постепенно к глухому учителю-изобретателю из Боровска стала приходить известность. Его пригласил в Москву профессор Столетов выступить с докладом о разработанном им дирижабле.
После переезда в Калугу Циолковский стал преподавателем арифметики геометрии и физики в женском епархиальном училище и продолжил активную научную деятельность. Помимо аэроплана и дирижабля, он занимался аэродинамической трубой, которую называл «воздуходувкой». Сегодня она применяется в экспериментах с моделями самолетов, машин, вертолетов, ракет, космических кораблей и даже подводных лодок. В начале ХХ века Циолковский окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса. В статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он впервые обосновал, что аппаратом для успешных космических полетов могла стать ракета. Ученый занимался многими практическими вопросами космоса, которые позднее сформировали основу для советского ракетостроения. Он предложил варианты ракетного управления, систем охлаждения, конструкции сопла и системы подачи топлива.
В 1921 году 64-летнему Н.Э. Циолковскому дали пожизненную усиленную пенсию за заслуги «в области научной разработки вопросов авиации», а через два года он стал почетным профессором Военно-воздушной академии имени Н. Жуковского.
«Невозможное сегодня станет возможным завтра», – говорил Циолковский. Пройдут годы, и идеи Николая Эдуардовича начнут реализовываться в жизни: запуск искусственного спутника Земли, орбитальный космический полёт первых живых существ, собак Белки и Стрелки, полёт человека в космос 12 апреля 1961 года, когда впервые в мире советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток».
Иван Фёдорович Крузенштерн
Иван Фёдоровича Крузенштерн – прославленный российский мореплаватель, адмирал, писатель и первооткрыватель, путешественник. Был уникальной исторической личностью, являлся одним из основоположников российской океанологии. Всю свою жизнь Иван Крузенштерн посвятил российскому флоту. Он руководил первой кругосветной экспедицией русских моряков, заявив, что они лучшие. Положил начало отечественным торговым и научным плаваниям.
Удивительно, но по происхождению и по имени великий патриот России не был русским. Он родился в 1770 году в семье остзейских дворян с немецко-шведскими корнями и был наречён Адамом Иоганном. Мальчик был слаб здоровьем, очень домашним, избалованным родительской любовью ребёнком. В юные годы о морской карьере Крузенштерн даже не помышлял.
С 12 лет Крузенштерн три года учился в школе при Домском соборе в Ревеле (современный Таллинн), после чего родители решили отправить его в Морской кадетский корпус в Кронштадт. В это же время он русифицировал своё имя и с тех пор именовался Иван Фёдорович. Крузенштерн учился старательно, значительную часть свободного времени проводил в библиотеке или обсерватории.
В 1787 году он был произведён в гардемарины, а через год, в силу политической ситуации в стране (объявление шведским королём Густавом III войны России), не закончив обучения, оказался на борту линейного корабля «Мстислав» в звании «за мичмана». В двадцатилетнем возрасте за участие в боях в военное время Крузенштерн уже имел звание лейтенанта.
С 1793 года Крузенштерн в числе 16 лучших офицеров был отправлен на шесть лет на стажировку в Англию. Принимал участие в боевых действиях, побывал в Канаде и Америке, в Южной Африке, Юго-Восточной Азии и Индии, ходил в Атлантическом океанах. В портах мира он видел корабли самых разных стран, кроме русских судов. Вернувшись на родину в 1799 году, Крузенштерн подготовил план кругосветной экспедиции «в интересах развития торговли и обогащения страны» и отправил его в вышестоящие инстанции.
Через три года Крузенштерн получил официальное назначение – он стал руководителем первой кругосветной экспедиции. Корабли были куплены в Англии, т.к. отечественные не подходили для столь серьёзного предприятия. А команду набирали исключительно из русских моряков – это была принципиальная позиция Крузенштерна. На борту было только несколько иностранных учёных.
Первая русская кругосветная экспедиция состоялась в 1803-1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. В своих путевых заметках Иван Федорович отмечал разнообразные интересные факты, записывал географические особенности мест. В путевом журнале мореплавателя также можно было найти рассказы об экономике и культуре стран, в которых ему посчастливилось побывать.
В результате экспедиции были существенно исправлены географические карты. Проводились глубоководные исследования Мирового океана определение удельного веса и солености воды, измерение температуры на разных глубинах, определение скорости течений и т.п. На карту было нанесено западное побережье Японии, исследована часть Курильских островов.
После кругосветного путешествия Крузенштерн работал над созданием «Атласа Южного моря», а в 1927 году был назначен директором Морского кадетского корпуса и прослужил в этой должности 16 лет. За время его работы произошло много существенных изменений: были введены новые учебные предметы, библиотеки и музеи пополнились пособиями, был учреждён офицерский класс.
После выхода в отставку Николай Фёдорович уехал в своё имение, однако работать не переставал. В 1845 году вместе с другими известными исследователями он стал учредителем Русского географического общества.
Ученый был удостоен многих высоких наград, в том числе ордена Святого Александра Невского, Святого Георгия, Святой Анны, Святого Владимира. Его именем названы ряд географических, биологических и астрономических объектов: мысы на Аляске, в Канаде и на Курильской гряде, пролив, остров, риф, лунный кратер, бабочка и тропическое растение, а также океанографическое исследовательское судно и ледокол
Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой – один из самых известных писателей и философов не только России, но и мира. Конечно, будучи фигурой такого масштаба, он интересен не только как профессионал, но и как личность. И, надо сказать, личностью он был весьма необычной.
Родился Толстой в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Толстой рано осиротел. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще двух лет, а в девять лет он лишился и отца. До 13-летнего возраста мальчик жил в Ясной Поляне. Именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания его детства.
Потом Толстые перебрались к тёте Пелагее Юшковой в Казань. Через три года после переезда Лев Толстой решил поступить в престижный Императорский Казанский университет. Однако учиться ему не нравилось, экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров – некомпетентными. Проучившись там сначала на отделении восточных языков философского факультета, а затем на юридическом факультете, в общей сумме 2,5 года, университет Толстой так и не закончил. В Казани его больше привлекали светские развлечения, в том числе игра в карты. Унаследовав свою часть владений, включая любимую Ясную Поляну, Лев Николаевич поехал домой, попытался наладить быт в родовом имении и начать писать. Он составил свой план образования: изучать языки, историю, медицину, математику, географию, юриспруденцию, сельское хозяйство, естественные науки.
Следующим этапом в жизни Толстого была военная служба на Кавказе, где родились «Детство» и «Отрочество», печатавшиеся в «Современнике». После Лев Николаевич отправился на Крымскую войну. Перевод в осажденный Севастополь, командование батареей обогатили писателя впечатлениями. Из-под пера Льва Николаевича вышел цикл «Севастопольских рассказов». Сочинения молодого литератора поразили критиков смелым психологическим анализом.
В 34-летнем возрасте Толстой женился на 18-летней Софье Берс. С ней писатель прожил 48 лет. За время брака у них родилось 13 детей. Софья стала секретарем, переписчицей и неофициальным редактором Льва Толстого.
Огромный успех имел написанный в первые годы их супружеской жизни роман «Война и мир», в котором писатель глубоко отразил историческую судьбу всего русского народа в период военного лихолетья.
В 1870-е годы Лев Толстой написал роман «Анна Каренина», где поднял проблему смысла существования «образованного сословия», противопоставив ему правду «мужицкой» жизни. «Анну Каренину» высоко оценил Фёдор Достоевский.
Писателя неоднократно номинировали на Нобелевскую премию мира и на Нобелевскую премию по литературе. Однако Толстой выразил нежелание принять награду и попросил финского писателя Арвида Ярнефельта помешать ее присуждению, так как он считал, что, если это произошло бы, отказаться от нее было бы очень неприятно. В стремлении соответствовать своим убеждениям, в начале ноября 1910 года он тайно оставил свою усадьбу в Ясной Поляне. Однако долгая и трудная дорога была непосильной для пожилого писателя, и он, тяжело заболев по дороге, вынужден был остановиться в доме станционного надзирателя в Астапово. Именно здесь Лев Толстой провел свои последние дни. Он умер 20 ноября 1910 года в возрасте 82 лет. Похоронен писатель в Ясной Поляне.
На одном из первых мест среди композиторов, чьи произведения звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя Петра Ильича Чайковского. Монументальная фигура этого композитора-симфониста, дирижёра, педагога и музыкального журналиста, патриота и гражданина, поднявшего русское музыкальное искусство на недосягаемую высоту, возвышается среди великих композиторов XIX века.
Пётр Ильич родился в 1840 году в дворянской семье в Воткинске Вятской губернии. Отец будущего композитора, горный инженер Илья Чайковский, был директором местного завода, а мать Александра Ассиер окончила училище для сирот, где изучала литературу, географию, арифметику и иностранные языки. Кроме Петра в семье Чайковских было еще четверо детей. Для их воспитания родители выписали из Петербурга гувернантку-француженку. Учился Петр Чайковский хорошо, его любимыми предметами были история и литература.
Еще в детстве Петр начал сочинять стихи, а затем увлекся музыкой, начал на слух подбирать пьесы и романсы, которые играли у него дома. Чтобы развить способности мальчика, родители наняли ему учительницу музыки.
Когда мальчику было 10 лет, родители определили его в Императорское училище правоведения в Санкт-Перербурге, т.к. хотели, чтобы он получил юридическое образование. В годы учёбы Чайковский продолжал заниматься музыкой, посещал балеты и оперы в Большом и Мариинском театрах, пел в хоре, около трёх лет брал уроки у профессионального пианиста Рудольфа Кюндингера и достиг значительного прогресса в игре на фортепиано.
После окончания училища Чайковский был принят на работу в Министерство юстиции, но особых успехов в службе он не добился, хотя к работе относился очень ответственно. По совету отца Чайковский продолжал занятия музыкой, посещал уроки Антона Рубинштейна при Русском музыкальном обществе. В 1862 году он стал одним из первых студентов только что открывшейся Санкт-Петербургской консерватории, через год уволился со службы и сосредоточился на творчестве. В консерватории он был одним из лучших учеников и закончил её с высшей наградой – большой серебряной медалью и званием «свободного художника».
По окончании обучения Чайковский переехал из Петербурга в Москву и стал преподавать на недавно созданных музыкальных курсах, которые вскоре были преобразованы в Московскую консерваторию. Ежегодно у него было около девяноста студентов. Чайковский был требовательным преподавателем и давал им много заданий. В Москве же начался подъем его творческой карьеры. Он сочинил свою первую симфонию «Зимние грёзы», начал путешествовать, знакомиться с известными композиторами, учиться и искать вдохновение. В 1870-е годы родились такие великие произведения классика, как балет «Лебединое озеро», опера «Опричник», Концерт для фортепиано с оркестром, Вторая и Третья симфонии, опера «Евгений Онегин», фортепианный цикл «Времена года» и многие другие.
В 1887 году он отправился в свой первый гастрольный тур по Европе, побывал в городах Германии, Франции, Великобритании. Там Чайковский играл балет «Лебединое озеро», увертюру «Руслан и Людмила», Первый концерт для фортепиано с оркестром и другие произведения. После возвращения в Россию композитор приступил к работе над Пятой симфонией, в которой хотел выразить «чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти».
Через два года состоялся второй гастрольный тур композитора, после которого он решил ненадолго остаться в Европе и поселился в Италии – жил во Флоренции и Риме. Там Чайковский написал свою новую оперу – «Пиковую даму» по одноимённой повести А.С. Пушкина.
В 1891 году Чайковский отправился на гастроли в США, где выступил с концертом на открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке. Публика приняла композитора тепло, а американские газеты писали, что Чайковский дирижирует с внушительной силой мастерства, и оркестр повинуется ему как один человек.
По возвращении Пётр Ильич переехал в Клин. Там он работал над оперой «Иоланта» и балетом «Щелкунчик», а сразу после их премьеры в Мариинском театре приступил к созданию нового произведения – Шестой симфонии. Он написал ее меньше чем за полгода и считал своим главным произведением.
Петр Ильич Чайковский получил всемирную известность и международное признание. Он был избран членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, имел степень почетного доктора Кембриджского университета в Великобритании, в Германии и Франции с успехом шли его оперы.
В своем творчестве Чайковский создал музыкальный язык, органически связанный с народной стихией, с музыкальной жизнью и бытом современной эпохи. Однако национальная ограниченность была чужда Чайковскому. Он считал, что ценность любой национальной культуры возрастает по мере ее доступности всем народам. И действительно, его музыка стала подлинно интернациональной, завоевав мировое признание.
Илья Ефимович Репин
Имя Ильи Репина знакомо каждому культурному человеку любой национальности. Гениальный русский художник был настоящим реалистом, описывающим жизнь без прикрас.
Родился Репин в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. С ранних лет мальчик, проявлявший большие способности к рисованию, помогал родителям, подрабатывая писанием икон и портретов. Но первое знакомство с красками случилось благодаря его двоюродному брату – Трофиму Чаплыгину, который принес в дом Репиных акварель.
В 11 лет Илья поступил на обучение в топографическую школу. Спустя два года она была упразднена, а будущий художник продолжил совершенствовать своё профессиональное мастерство у местного иконописца Ивана Бунакова. Вместе с ним он расписал не одну церковь в соседних деревнях.
Мечтая поступить в Академию художеств, в 19-летнем возрасте Репин отправляется в Петербург. Но первый визит в Академию его разочаровал, так как конференц-секретарь Академии Фёдор Львов, ознакомившись с рисунками юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени. Неудача огорчила художника, но не отбила желания учиться – он поступил в вечернюю рисовальную школу Общества поощрения художеств, где вскоре был признан лучшим учеником. Там же он познакомился с молодым, но уже знаменитым Иваном Крамским, от которого воспринял новаторские по тем временам взгляды на задачи искусства.
Через год Илья Ефимович успешно сдаёт вступительные экзамены в Академию. Мечта о получении хорошего образования и «цепкость» молодого живописца сделали его образцовым студентом. Годы учёбы принесли художнику несколько наград, включая Малую золотую медаль Академии за работу «Иов и его друзья» и Большую золотую медаль за дипломную картину «Воскрешение дочери Иаира». Репину в то время было немногим более 25 лет.
За успехи в учёбе Илья Ефимович получил от Академии стипендию для поездки за границу на три года в качестве «пенсионера Академии». С XVIII по начало XX века в Российской империи выпускники Императорской академии художеств получали денежное пособие (пенсион) для дополнительного совершенствования мастерства. В пенсионеры попадали лучшие из лучших, в основном из числа окончивших курс в Академии с Большой золотой медалью.
Следует отметить, что И. Репина интересовали не только библейские сюжеты, которые требовала «разрабатывать» академическая программа. Он писал фольклорные, исторические, жанровые картины, был известен как замечательный портретист, смело экспериментировал в живописной технике. Лев Толстой как-то заметил, что Репин сумел выразить национальные особенности русской жизни ярче других живописцев.
До поездки в Европу Илья Ефимович написал картину «Бурлаки на Волге», сделавшую его знаменитым (не только в России, но и в Европе) после её показа на престижной международной выставке в Вене. Над полотном художник работал 3 года. Чтобы лучше познакомиться с жизнью бурлаков, летние месяцы он проводил на Волге.
Вернувшись из длительной зарубежной поездки, Репин на год поселился в родном Чугуеве и принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве, и от впечатлений, полученных в многочисленных путешествиях. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Важным решением в жизни художника, было его вступление в Товарищество передвижников, в котором одним из главных идейных вдохновителей был Иван Крамской, который с большим энтузиазмом воспринял такую инициативу Репина.
Обманчивая легкость в картинах дорогого стоила художнику. Писал Илья Репин медленно, тщательно, делая для каждой большой картины массу предварительных этюдов и набросков, и поэтому работа над некоторыми полотнами растягивалась у него на годы. Например, более десяти лет было отдано знаменитым «Запорожцам». Работая над полотном «Царевна Софья», Илья Ефимович много времени проводил вне мастерской, изучая исторические документы и материалы. Для детального знакомства с аксессуарами художник посещал музеи и костюмерные мастерские театров, делая там множество зарисовок. Для натурщицы платье по эскизам, принесенным из Оружейной палаты, собственноручно шила первая жена И. Репина Вера Алексеевна.
Портреты современников считаются одной из вершин в творчестве Репина. Публика не переставала восхищаться ими даже если резко менялось её отношение к запечатлённым художником людям. Кисти Репина принадлежат портреты таких выдающихся музыкантов, как Бородин, Глазунов, Мусоргский, Римский-Корсаков, писателей Максима Горького, Корнея Чуковского и др. Но чаще всего Репин писал Льва Толстого. В его наследии насчитывается около 40 портретов писателя.
В 1894 году Илья Ефимович Репин в качестве профессора Академии художеств приступил к педагогической деятельности. Студенты души не чаяли в нём и на всю жизнь сохранили самые тёплые воспоминания о своём наставнике.
В 1899 году Илья Ефимович приобрел имение в финском местечке Куоккала, неподалёку от Петербурга. Своё «гнездо» художник назвал Пенатами. После Октябрьского переворота 1917 года и пересмотре границ земля, где стояла его усадьба, отошла к Финляндии, и Репин невольно оказался в эмиграции, где прожил последние 30 лет своей жизни, до 1930 года.
Только в работе находил стареющий Репин радость. С возрастом почти отказала правая рука - художник начал работать левой. А когда совсем не смог держать палитру, вешал ее на шею.
Еще при жизни полотна художника часто подделывались, что очень расстраивало его. В усадьбе «Пенаты» стояла специальная «скамья зла». Художники и коллекционеры привозили картины якобы авторства Репина и гордо демонстрировали их художнику. Усевшись на «скамью зла», он ругался и на чем свет стоит критиковал привезенную мазню, под которой стояла «его» подпись. Товарищи смеялись и говорили: «Илья Ефимыч, Вы ничего не понимаете в Репине!»
В 1940 году Куоккала вновь отошла к России, и репинская усадьба была превращена в мемориальный музей художника. А в 1948 году Куоккалу переименовали в Репино.
Анна Павловна Павлова
Анна Павлова – выдающаяся балерина, имя которой помнят, а талантом до сих пор восхищаются во всём мире.
Родилась Павлова в Петербурге в 1881 году. Побывав в детстве на балете «Спящая красавица», загорелась мечтой стать балериной. В 10-летнем возрасте будущая звезда балета сделала первые шаги на пути к цели, поступив в Императорское Санкт-Петербургское Театральное училище.
В начале XX века в моде были танцовщицы с крепким телосложением и хорошо развитой мускулатурой, а идеалом форм считали итальянку Пьерину Леньяни. Будущие балерины очень старались походить на нее, в том числе Анна Павлова, которая с детства была очень худощавой и болезненной. Танцовщица усиленно питалась, принимала рыбий жир и старалась нарастить мышечную массу. В итоге от этой затеи свою хрупкую ученицу отговорил педагог и балетмейстер Павел Гердт.
В училище Анну называли «Павлова вторая», чтобы отличать от старшей однофамилицы Варвары. Но именно «вторая» балерина стала известна во всем мире. В Мариинском театре, куда Павлова попала после учебы, ей очень скоро стали давать главные партии в классических балетах: в 1902 году она исполнила роль Никии в «Баядерке», затем сыграла Жизель в одноименном балете, Китри в «Дон Кихоте», Одетту и Одиллию в «Лебедином озере».
В январе 1908 года в Мариинском театре прошел благотворительный вечер, на котором Анна Павлова впервые исполнила хореографическую миниатюру своего друга и одноклассника по училищу Михаила Фокина «Лебедь» на музыку из сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». Этот танец прославился на весь мир. Правда, его часто называют «Умирающий лебедь». Павлова решила добавить в танец трагедию безвременной гибели. Именно эта пронзительная миниатюра стала сначала визитной карточкой самой балерины, а потом и образцом высочайшего мастерства школы русского балета.
У балерины был постоянный спутник жизни - импресарио Виктор Дандре, с которым она познакомилась в 1904 году. Некоторые современники были уверены, что пара обвенчалась тайно. Однако Павлова утверждала, что замуж она не собирается. Дандре же написал книгу воспоминаний, где привел такие слова возлюбленной: «Теперь я хочу ответить на вопрос, который мне часто предлагают: почему я не выхожу официально замуж. Ответ очень простой. Истинная артистка, подобно монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себя заботами о семье и о хозяйстве и не должна требовать от жизни тихого семейного счастья, которое дается большинству».
В 1909 году Виктор Дандре познакомил Павлову с театральным и художественным деятелем Сергеем Дягилевым, который вскоре пригласил ее участвовать в знаменитых «Русских сезонах» в Париже. Парижская публика была восхищена русской балериной. А афиша работы живописца Валентина Серова с замершей в арабеске Павловой стала одной из эмблем «Русских сезонов».
Анна Павлова мечтала, чтобы весь мир узнал о русском балете. В 1910 году балерина создала свою труппу, с выступлениями которой побывала в самых разных уголках мира. Она объехала более сорока стран, во многих из которых впервые увидели русский классический балет. И везде Павлову сопровождал невероятный успех.
В некоторые годы её любимый итальянский мастер изготавливал для неё до 20 тысяч пар пуантов. За 22 года гастролей балерина дала более девяти тысяч спектаклей. Кстати, в этом рекордном турне у Анны Павловой до сих пор нет конкурентов. Хотя прошло почти сто лет.
Европа, Южная и Северная Америки, Япония, Филиппины…В Индии после окончания спектакля публика в восхищении вставала на колени, подняв вверх руки, как при поклонении божеству. В каждой стране неутомимая балерина в обязательном порядке изучала местные танцы, чтобы порадовать публику ещё и их исполнением.
Анна Павлова участвовала в благотворительных спектаклях и вечерах. После Первой мировой войны она основала приют для дочерей русских эмигрантов под Парижем. Когда в 1919 году в России начался голод, Анна Павлова на деньги, полученные за выступления, отправляла нуждающимся посылки с едой.
Объездив весь мир, она любила только Россию. Анна Павлова даже держала русского повара, который готовил ей гречневую кашу, черный хлеб, и другие блюда, типичные для России. Она отмечала русское Рождество и, оказавшись в северных широтах, неизменно приказывала запрячь в повозку трех лошадей, чтобы было похоже на катание по снегу на тройке.
Характер Анны Павловой, как и у многих людей сцены, был противоречивый. Настроение могло меняться часто – от эмоциональной стабильности до нервного срыва. Между тем, балерина всегда оставалась верной искусству и полностью растворялась в танце. Она могла выйти на сцену совершенно больной, с температурой, а один раз вышла со сломанной ногой. И танцевала в полную силу, по словам очевидцев. Она считала, что искусство несет только прекрасное, и зритель не должен видеть на сцене смертного человека с его проблемами. Именно по этой причине Анна Павлова отказалась от операции, когда простудилась и заболела плевритом. Ведь ей предстоял спектакль, который она не могла отменить, а болезнь, в свою очередь, оказалась смертельной. Не дожив до своего пятидесятилетия, балерина ушла.
Вся жизнь Анны Павловой была в танце. Она не имела звонких и почётных званий, не оставила последователей. После её смерти труппа балерины была распущена, а имущество распродано. Осталась только легенда, именем которой названы фильмы и картины, книги и балет, международные премии, номера её репертуара танцуют самые известные танцовщицы.
Надежда Андреевна Дурова
Надежда Дурова – первая русская женщина, посвятившая себя военному делу, офицер Русской императорской армии, кавалерист-девица, участник Отечественной войны 1812 года, писательница, друг Александра Пушкина.
Родителями кавалерист-девицы Надежды Дуровой были дочь полтавского помещика Надежда Александрович и гусарский ротмистр Андрей Дуров. Жизнь с бравым ротмистром предполагала постоянные походы вместе с кавалерийским полком, в котором он служил. Но Надежду Александрович это не пугало: она была молода и полна сил, а также страстно желала подарить супругу наследника. Однако в 1783 году в Киеве у женщины родилась дочь, любви к которой она так и не испытала. В годовалом возрасте девочку отдали на попечение боевому товарищу Дурова, фланговому гусару Астахову. В его семье Надежда Дурова воспитывалась до пяти лет. Полковая жизнь в окружении мужчин сформировала у девочки характер бойкого мальчишки.
Когда у Дуровых родились еще две дочери, Андрей Дуров подал в отставку и занял должность городничего в Сарапуле Вятской губернии. Наде пришлось попрощаться со всем, к чему пристрастил ее добрый воспитатель Астахов: с лошадьми, пистолетами и играми на свежем воздухе. Маленькая Надежда вернулась под надзор матери, которая всеми силами старалась искоренить «астаховское гусарское воспитание». Она заставляла дочь плести кружева, шить, вязать, жестоко наказывая девочку за испорченное рукоделие. Через несколько лет отец, поняв, что Надя несчастна, подарил ей черкесского жеребца Алкида. Но мать запрещала девочке ездить верхом, и Дуровой приходилось убегать в конюшню по ночам. Она садилась на Алкида и скакала по полям до самого рассвета. Когда это раскрылось, мать приняла решение избавиться от неуправляемой дочери – выдать ее замуж.
После замужества восемнадцатилетняя Дурова отправилась в Ирбит – место службы ее супруга. Семейная жизнь была невыносима Надежде. Вскоре она сбежала в Сарапул, но поняла, что в родительском доме жить свободно ей не дадут.
В 1806 году недалеко от Сарапула остановился казачий полк. В день своих именин Дурова надела мужское казацкое платье, обрезала косы и прискакала на Алкиде в полк, где представилась Александром Дуровым, сыном помещика. Никто из казаков не заподозрил в «бойком юноше», ловко владевшем саблей и крепко сидящем в седле, девушку.
Через месяц казачий полк дошел до Гродно. Там Дурова представилась Александром Соколовым и поступила на службу в Коннопольский уланский полк. В нем ношение бороды было необязательным, в отличие от казачьего полка, поэтому она не боялась быть разоблачённой. Теперь Надя была по-настоящему счастлива, она имела все, что судьба отобрала у нее с возвращением в родительский дом – лошадей и оружие. Вскоре представилась возможность участвовать в бою и проявить себя.
Дурова отличились в битвах с французской армией при Гейльсберге, Фридланде, Гуттштадте. За спасение раненого офицера в Гуттштадте ее наградили Георгиевским крестом и произвели в унтер-офицеры.
Надежда поражала своих сослуживцев невероятной самоотверженностью, полным презрением к малодушию и опасности. От нее никто никогда не слышал ни одной жалобы на трудности походной жизни.
Ее секрет раскрылся в 1807 году в Тильзите во время подписания Тильзитского мира между Александром I и Наполеоном. Выдало Дурову письмо к отцу, в котором она просила прощения за свой побег. Полковое начальство лишило Дурову оружия и отправило ее с сопровождением в Санкт-Петербург на аудиенцию к императору. Александр I был восхищен храбростью женщины и ее желанием служить родине. Он выслушал просьбу Дуровой не возвращать ее к родителям и разрешил остаться в армии: дал Дуровой мужское имя Александр Андреевич Александров и отправил в Мариупольский гусарский полк в чине подпоручика.
Военная карьера Дуровой начала стремительно развиваться: спустя четыре года она получила в командование полуэскадрон (60–75 всадников). В 1812 году Дурова участвовала в конной атаке под Смоленском и в Бородино, где была ранена в ногу. После лечения она получила чин поручика и служила ординарцем у самого Михаила Кутузова. Он знал, что офицером на самом деле была женщина, но относился к ней так же, как к военным-мужчинам, не делая скидок.
Дурова участвовала в блокаде крепостей Модлин и Гарбург, в переходе через Богемские горы. Но весной 1816 года штабс-ротмистру Дуровой пришлось попрощаться с армией: после 10 лет службы ее уволили, назначив пенсию. Кавалерист-девица уехала жить к брату Василию в Сарапул, где он служил городничим, а затем обосновалась в Елабуге. В Елабуге Дурова написала автобиографию «Записки кавалерист-девицы» и попросила брата Василия показать мемуары Александру Пушкину. «Записки» настолько впечатлили поэта, что он тут же вызвался напечатать их в журнале «Современник». «Записки кавалерист-девицы» имели оглушительный успех. Воодушевившись, Дурова решила посвятить себя сочинению романов и повестей. Со следующего же года она начала публиковаться в журналах «Библиотека для чтения», «Современник». Затем в печать вышли ее произведения «Гудишки», «Угол», «Серный ключ», «Год жизни в Петербурге, или Невыгоды третьего посещения». В 1840 году было опубликовано четырехтомное собрание сочинений Дуровой.
Литературные критики, в том числе и Виссарион Белинский, поддерживали ее произведения хвалебными отзывами, отмечали простоту слога, выразительность языка и небанальность содержания. Как писателя, ее больше всего волновала несправедливая разница между статусом мужчины и женщины в обществе.
До конца своих дней Надежда Дурова не снимала мужского платья и не изменяла своему мужскому имени. Она жила скромно, страстно любила животных, помогала всем, кто просил о помощи. Легендарная кавалерист-девица, поразившая своей доблестью самого императора, умерла в 1866 году в возрасте 83 лет. Похоронили ее со всеми воинскими почестями в Елабуге, там же находится единственный в России музей-усадьба Надежды Андреевны Дуровой – первой в истории России женщины-офицера.
История жизни этой неординарной дамы, участницы военной кампании 1812-1814 годов, известна многим благодаря комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», где роль кавалерист-девицы Шурочки Азаровой сыграла молодая Лариса Голубкина. Режиссер, выступивший совместно с Александром Гладковым и в качестве автора сценария, значительно романтизировал образ Дуровой, сохранив многие женские качества, в то время как истинная русская амазонка в жизни не только мало походила на остальных представительниц слабого пола, но и совершенно не стремилась к этому.
Александр Николаевич Вертинский
Александр Николаевич Вертинский – один из самых популярных исполнителей первой половины XX века, печальный Пьеро, вписавший свою судьбу в историю отечественной культуры.
Родился будущий певец в Киеве в 1889 году. Его отец работал частным поверенным и журналистом. Детство мальчика было далеко не самым радостным. В три года у Александра умерла мать, а спустя несколько лет умер и его отец. После смерти родителей Саша и его сестра воспитывались в разных семьях родственниками матери. Долгое время они ничего не знали о жизни друг друга и встретились много лет спустя, когда оба уже были взрослыми.
В 10 лет Вертинский поступил в гимназию, однако учился он неохотно и плохо. В 1904 году Александр был исключен из гимназии и покинул дом своей тёти. Так будущий певец оказался на улице – ночевал где придётся, продавал открытки, подрабатывал грузчиком и даже бухгалтером, но его быстро отовсюду увольняли.
Еще в гимназии Вертинский восхищался театром, старался не пропускать новых постановок, сам играл в любительских спектаклях и даже устроился статистом в киевский Соловецкий театр.
Вскоре он уехал в Москву в надежде стать литератором, а также начал выступать в театре миниатюр со своими поэтическими пародиями. В 1913 году он подал заявление в Московский художественный театр. Экзамен принимал сам Станиславский! Ему не понравилось, что Вертинский плохо выговаривает звук [Р], и отказал Александру в поступлении из-за дефекта речи.
Впервые на эстраду Вертинский вышел в 1915 году и пел о бедных одиноких детях. Сначала он выступал в костюме Пьеро, который постепенно был сокращен до макияжа белоснежной маски лица и ярко-красных губ. Костюм Пьеро соответствовал захватывающей игре рук актера. Вертинский называл свои песни «ариетками» (небольшие оперные песенки), а его самого поначалу называли «русским Пьеро». Позже Вертинский появится на сцене в черном цилиндре и фраке с белоснежной рубашкой спереди. Со временем Вертинский нашел свой незабываемый исполнительский стиль. Каждую свою песню он превращал в небольшую пьесу с развитым сюжетом и одним-двумя персонажами.
Вертинский приобрел известность еще до Октябрьской революции. Его песни, по словам современников, обладали гипнотическим воздействием, врезались в голову слушателям и передавались из уст в уста.
В 1920-е годы его жизнь сильно изменилась. Вертинский постепенно завоевал любовь зрителей в Европе, а затем и в Америке. Тема его песен также претерпела изменения. Если до революции он пел об экзотических странах, то теперь с ностальгией размышляет о России.
С 1923 года Вертинский жил в Польше. Из Польши он уехал во Францию. Там он познакомился со многими знаменитыми актёрами: Чарли Чаплином, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо. На одном из своих выступлений, Александр познакомился с принцем Уэльским.
Из Франции Александр отправился в США и некоторое время прожил в гостях у Марлен Дитрих на её роскошной вилле в Беверли-Хиллз. После успешного турне по Америке он вернулся во Францию, а затем уехал в Китай. Там он работал в советской газете «Новая жизнь», участвовал в передачах радиостанции ТАСС, давал представления для русской диаспоры. Часть песен Вертинского этого периода – «В снегах России», «О нас и о родине», «Наше горе», «Иная песня» - проникнута патриотизмом.
Во время эмиграции его песни превратились в маленькие баллады. Если раньше его героями были капризные дамы в шикарных оперных плащах и клоуны, лорды и бродяги, то теперь это обычные люди. Они неустанно стремятся к счастью и скорбят, когда терпят неудачу.
В 1930-е годы он начинает писать песни на стихи советских поэтов. Все эти долгие годы эмиграции Вертинский мечтал вернуться на родину. Он не раз обращался к советским властям с просьбой разрешить ему вернуться, но каждый раз они отказывали.
В эмиграции Вертинский не нажил состояния, поэтому после возвращения в Россию, в 55 лет, пришлось начинать все сначала. Его возвращение домой в 1943 году во время Отечественной войны символизировало солидарность с советским народом, борющемся с фашизмом. Песни Вертинского стали близки и дороги советским людям. Он выступал для раненых и сирот, гастролировал по всей стране, включая Сибирь и Среднюю Азию. После войны он снимался в кино, режиссеры использовали его своеобразную аристократическую внешность. Вертинский с блеском сыграл роль князя в известном фильме «Анна на шее». Одно только его появление в кадре создавало необходимый эффект, желаемую атмосферу. Запомнилась и работа актера в фильме «Великий воин Албании Скандербег», где он сыграл роль дожа Венеции.
Сегодня ранние песни Вертинского снова созвучны времени. Их поют Гребенщиков и Скляр, Свиридова и «Агата Кристи», Малинин и драматические актеры. Можно сказать, что в этом столетии Александр Николаевич вернулся на родину еще раз.
Дмитрий Иванович Менделеев
Дмитрий Иванович Менделеев – величайший русский учёный-энциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Менделеев был профессором Императорского Санкт-Петербургского университета, членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, тайным советником.
Среди самых известных его открытий – периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания. Автор классического труда «Основы химии».
Менделеев родился 27 января 1834 года в городе Тобольске в семье директора гимназии. Дмитрий был последним, семнадцатым ребенком. Из всех детей восемь умерли еще в младенчестве. Первое образование он получил в Тобольской гимназии, а после смерти отца семья переехала сначала в Москву, а затем - в Санкт-Петербург. В 16 лет Дмитрий стал студентом физико-математического факультета Главного педагогического института, который окончил с золотой медалью и званием «старший учитель». Затем переехал в Одессу, где преподавал математику, физику и естественные науки в гимназии при Ришельевском лицее, а параллельно работал над магистерской диссертацией, которую блестяще защитил в 1856 году. Через год Менделеев стал приват-доцентом при Санкт-Петербургском университете, а еще через два года был командирован за границу, где организовал собственную лабораторию и проводил исследования.
После возвращения на родину начал работу над учебником по органической химии, ставшим первым русским пособием по этой дисциплине. В ходе работы над учебником Менделеев сформулировал важнейшую теоретическую закономерность в области органической химии – учение о пределе. Учебник был отмечен Демидовской премией Академии наук, считавшейся в ученом мире весьма почетной.
Творчество Менделеева поражает своей широтой и многогранностью. В круг его интересов попадали вопросы как теоретические, так и практические, продиктованные временем. Учёный умел заниматься сразу несколькими проблемами. Помимо открытия периодического закона, он продолжал заниматься вопросами сельского хозяйства, в частности, его интересовало развитие животноводства и промышленности по переработке сельскохозяйственных продуктов.
Изучая свойства разреженных газов, Менделеев создал точные приборы для измерения давления и температуры верхних слоев атмосферы. Он увлекался одной из интереснейших проблем того времени – конструированием летательных аппаратов, а в 1887 году поднялся на воздушном шаре собственной конструкции, который назывался «Русский», на высоту более 3000 метров. Там ему удалось измерить давление и температуру и даже увидеть солнечное затмение. За этот полёт Менделеев был награжден медалью ФААМ (французская Академия аэростатической метеорологии). В 1890 году из-под его пера вышел труд «Толковый тариф», ставший на долгие годы основой русской таможенной политики, а занимая должность ученого-хранителя Главной палаты мер и весов, Менделеев разработал точнейшие эталоны веса.
Еще одна отличительная черта Дмитрия Ивановича – его неослабевающий интерес к новым достижениям науки и культуры, промышленности, сельского хозяйства. Ученый находился в постоянном движении – знакомился с научными лабораториями, осматривал промышленные предприятия, месторождения полезных ископаемых, животноводческие фермы и опытные поля, посещал художественные выставки. Он был активным участником, а порой и организатором, научных съездов, промышленных и художественных выставок.
Менделеев прекрасно разбирался в живописи и был не только ценителем этого искусства, но и публиковал рецензии на картины. Великий учёный был неравнодушен и к классической музыке, а своим любимым композитором считал Бетховена. В свободное время любил играть в шахматы, читать книги и посещать балет.
В 1955 году в Радиационной лаборатории Калифорнийского университета был получен искусственный химический элемент, которому был присвоен №101. Этот элемент назвали в честь великого русского ученого – Менделевий.
Д.И. Менделеев – гордость русской и мировой науки, гениальное наследие которого составляет фундамент многих современных направлений. На протяжении истории развития химической науки сделано немало открытий, однако немногие из них можно сопоставить с достижениями русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.
Подпишитесь на нас
Подпишитесь на новости и будьте в курсе когда начнутся продажи
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности