Илья Ефимович Репин

2300,00
р.
Имя Ильи Репина знакомо каждому культурному человеку любой национальности. Гениальный русский художник был настоящим реалистом, описывающим жизнь без прикрас.

Родился Репин в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. С ранних лет мальчик, проявлявший большие способности к рисованию, помогал родителям, подрабатывая писанием икон и портретов. Но первое знакомство с красками случилось благодаря его двоюродному брату – Трофиму Чаплыгину, который принес в дом Репиных акварель.

В 11 лет Илья поступил на обучение в топографическую школу. Спустя два года она была упразднена, а будущий художник продолжил совершенствовать своё профессиональное мастерство у местного иконописца Ивана Бунакова. Вместе с ним он расписал не одну церковь в соседних деревнях.

Мечтая поступить в Академию художеств, в 19-летнем возрасте Репин отправляется в Петербург. Но первый визит в Академию его разочаровал, так как конференц-секретарь Академии Фёдор Львов, ознакомившись с рисунками юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени. Неудача огорчила художника, но не отбила желания учиться – он поступил в вечернюю рисовальную школу Общества поощрения художеств, где вскоре был признан лучшим учеником. Там же он познакомился с молодым, но уже знаменитым Иваном Крамским, от которого воспринял новаторские по тем временам взгляды на задачи искусства.

Через год Илья Ефимович успешно сдаёт вступительные экзамены в Академию. Мечта о получении хорошего образования и «цепкость» молодого живописца сделали его образцовым студентом. Годы учёбы принесли художнику несколько наград, включая Малую золотую медаль Академии за работу «Иов и его друзья» и Большую золотую медаль за дипломную картину «Воскрешение дочери Иаира». Репину в то время было немногим более 25 лет.

За успехи в учёбе Илья Ефимович получил от Академии стипендию для поездки за границу на три года в качестве «пенсионера Академии». С XVIII по начало XX века в Российской империи выпускники Императорской академии художеств получали денежное пособие (пенсион) для дополнительного совершенствования мастерства. В пенсионеры попадали лучшие из лучших, в основном из числа окончивших курс в Академии с Большой золотой медалью.

Следует отметить, что И. Репина интересовали не только библейские сюжеты, которые требовала «разрабатывать» академическая программа. Он писал фольклорные, исторические, жанровые картины, был известен как замечательный портретист, смело экспериментировал в живописной технике. Лев Толстой как-то заметил, что Репин сумел выразить национальные особенности русской жизни ярче других живописцев.

До поездки в Европу Илья Ефимович написал картину «Бурлаки на Волге», сделавшую его знаменитым (не только в России, но и в Европе) после её показа на престижной международной выставке в Вене. Над полотном художник работал 3 года. Чтобы лучше познакомиться с жизнью бурлаков, летние месяцы он проводил на Волге.

 Вернувшись из длительной зарубежной поездки, Репин на год поселился в родном Чугуеве и принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве, и от впечатлений, полученных в многочисленных путешествиях. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты.
 Важным решением в жизни художника, было его вступление в Товарищество передвижников, в котором одним из главных идейных вдохновителей был Иван Крамской, который с большим энтузиазмом воспринял такую инициативу Репина.

Обманчивая легкость в картинах дорогого стоила художнику. Писал Илья Репин медленно, тщательно, делая для каждой большой картины массу предварительных этюдов и набросков, и поэтому работа над некоторыми полотнами растягивалась у него на годы. Например, более десяти лет было отдано знаменитым «Запорожцам». Работая над полотном «Царевна Софья», Илья Ефимович много времени проводил вне мастерской, изучая исторические документы и материалы. Для детального знакомства с аксессуарами художник посещал музеи и костюмерные мастерские театров, делая там множество зарисовок. Для натурщицы платье по эскизам, принесенным из Оружейной палаты, собственноручно шила первая жена И. Репина Вера Алексеевна.

Портреты современников считаются одной из вершин в творчестве Репина. Публика не переставала восхищаться ими даже если резко менялось её отношение к запечатлённым художником людям. Кисти Репина принадлежат портреты таких выдающихся музыкантов, как Бородин, Глазунов, Мусоргский, Римский-Корсаков, писателей Максима Горького, Корнея Чуковского и др. Но чаще всего Репин писал Льва Толстого. В его наследии насчитывается около 40 портретов писателя.

 В 1894 году Илья Ефимович Репин в качестве профессора Академии художеств приступил к педагогической деятельности. Студенты души не чаяли в нём и на всю жизнь сохранили самые тёплые воспоминания о своём наставнике.

В 1899 году Илья Ефимович приобрел имение в финском местечке Куоккала, неподалёку от Петербурга. Своё «гнездо» художник назвал Пенатами. После Октябрьского переворота 1917 года и пересмотре границ земля, где стояла его усадьба, отошла к Финляндии, и Репин невольно оказался в эмиграции, где прожил последние 30 лет своей жизни, до 1930 года.

Только в работе находил стареющий Репин радость. С возрастом почти отказала правая рука - художник начал работать левой. А когда совсем не смог держать палитру, вешал ее на шею.

Еще при жизни полотна художника часто подделывались, что очень расстраивало его. В усадьбе «Пенаты» стояла специальная «скамья зла». Художники и коллекционеры привозили картины якобы авторства Репина и гордо демонстрировали их художнику. Усевшись на «скамью зла», он ругался и на чем свет стоит критиковал привезенную мазню, под которой стояла «его» подпись. Товарищи смеялись и говорили: «Илья Ефимыч, Вы ничего не понимаете в Репине!»

В 1940 году Куоккала вновь отошла к России, и репинская усадьба была превращена в мемориальный музей художника. А в 1948 году Куоккалу переименовали в Репино.