Анна Павлова – выдающаяся балерина, имя которой помнят, а талантом до сих пор восхищаются во всём мире.
Родилась Павлова в Петербурге в 1881 году. Побывав в детстве на балете «Спящая красавица», загорелась мечтой стать балериной. В 10-летнем возрасте будущая звезда балета сделала первые шаги на пути к цели, поступив в Императорское Санкт-Петербургское Театральное училище.
В начале XX века в моде были танцовщицы с крепким телосложением и хорошо развитой мускулатурой, а идеалом форм считали итальянку Пьерину Леньяни. Будущие балерины очень старались походить на нее, в том числе Анна Павлова, которая с детства была очень худощавой и болезненной. Танцовщица усиленно питалась, принимала рыбий жир и старалась нарастить мышечную массу. В итоге от этой затеи свою хрупкую ученицу отговорил педагог и балетмейстер Павел Гердт.
В училище Анну называли «Павлова вторая», чтобы отличать от старшей однофамилицы Варвары. Но именно «вторая» балерина стала известна во всем мире. В Мариинском театре, куда Павлова попала после учебы, ей очень скоро стали давать главные партии в классических балетах: в 1902 году она исполнила роль Никии в «Баядерке», затем сыграла Жизель в одноименном балете, Китри в «Дон Кихоте», Одетту и Одиллию в «Лебедином озере».
В январе 1908 года в Мариинском театре прошел благотворительный вечер, на котором Анна Павлова впервые исполнила хореографическую миниатюру своего друга и одноклассника по училищу Михаила Фокина «Лебедь» на музыку из сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». Этот танец прославился на весь мир. Правда, его часто называют «Умирающий лебедь». Павлова решила добавить в танец трагедию безвременной гибели. Именно эта пронзительная миниатюра стала сначала визитной карточкой самой балерины, а потом и образцом высочайшего мастерства школы русского балета.
У балерины был постоянный спутник жизни - импресарио Виктор Дандре, с которым она познакомилась в 1904 году. Некоторые современники были уверены, что пара обвенчалась тайно. Однако Павлова утверждала, что замуж она не собирается. Дандре же написал книгу воспоминаний, где привел такие слова возлюбленной: «Теперь я хочу ответить на вопрос, который мне часто предлагают: почему я не выхожу официально замуж. Ответ очень простой. Истинная артистка, подобно монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себя заботами о семье и о хозяйстве и не должна требовать от жизни тихого семейного счастья, которое дается большинству».
В 1909 году Виктор Дандре познакомил Павлову с театральным и художественным деятелем Сергеем Дягилевым, который вскоре пригласил ее участвовать в знаменитых «Русских сезонах» в Париже. Парижская публика была восхищена русской балериной. А афиша работы живописца Валентина Серова с замершей в арабеске Павловой стала одной из эмблем «Русских сезонов».
Анна Павлова мечтала, чтобы весь мир узнал о русском балете. В 1910 году балерина создала свою труппу, с выступлениями которой побывала в самых разных уголках мира. Она объехала более сорока стран, во многих из которых впервые увидели русский классический балет. И везде Павлову сопровождал невероятный успех.
В некоторые годы её любимый итальянский мастер изготавливал для неё до 20 тысяч пар пуантов. За 22 года гастролей балерина дала более девяти тысяч спектаклей. Кстати, в этом рекордном турне у Анны Павловой до сих пор нет конкурентов. Хотя прошло почти сто лет.
Европа, Южная и Северная Америки, Япония, Филиппины…В Индии после окончания спектакля публика в восхищении вставала на колени, подняв вверх руки, как при поклонении божеству. В каждой стране неутомимая балерина в обязательном порядке изучала местные танцы, чтобы порадовать публику ещё и их исполнением.
Анна Павлова участвовала в благотворительных спектаклях и вечерах. После Первой мировой войны она основала приют для дочерей русских эмигрантов под Парижем. Когда в 1919 году в России начался голод, Анна Павлова на деньги, полученные за выступления, отправляла нуждающимся посылки с едой.
Объездив весь мир, она любила только Россию. Анна Павлова даже держала русского повара, который готовил ей гречневую кашу, черный хлеб, и другие блюда, типичные для России. Она отмечала русское Рождество и, оказавшись в северных широтах, неизменно приказывала запрячь в повозку трех лошадей, чтобы было похоже на катание по снегу на тройке.
Характер Анны Павловой, как и у многих людей сцены, был противоречивый. Настроение могло меняться часто – от эмоциональной стабильности до нервного срыва. Между тем, балерина всегда оставалась верной искусству и полностью растворялась в танце. Она могла выйти на сцену совершенно больной, с температурой, а один раз вышла со сломанной ногой. И танцевала в полную силу, по словам очевидцев. Она считала, что искусство несет только прекрасное, и зритель не должен видеть на сцене смертного человека с его проблемами. Именно по этой причине Анна Павлова отказалась от операции, когда простудилась и заболела плевритом. Ведь ей предстоял спектакль, который она не могла отменить, а болезнь, в свою очередь, оказалась смертельной. Не дожив до своего пятидесятилетия, балерина ушла.
Вся жизнь Анны Павловой была в танце. Она не имела звонких и почётных званий, не оставила последователей. После её смерти труппа балерины была распущена, а имущество распродано. Осталась только легенда, именем которой названы фильмы и картины, книги и балет, международные премии, номера её репертуара танцуют самые известные танцовщицы.
Ваш заказ:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности