Константин Эдуардович Циолковский – выдающийся российский ученый, один из теоретиков авиации и воздухоплавания, основоположник теории реактивного движения и межпланетных сообщений, талантливый педагог и учитель, отдавший преподавательской деятельности более 40 лет жизни.
Родился Константин Циолковский в 1857 году в селе Ижевское Рязанской губернии в большой семье. Его первыми учителями были родители: отец, Эдуард Игнатьевич, который после окончания Петербургского института занимался лесничеством, а потом преподавал естественную историю в Рязанской гимназии, и мать, Мария Ивановна – домохозяйка.
Константин Эдуардович сохранил в памяти один из первых уроков отца: Эдуард Игнатьевич, проткнув вязальной спицей большое яблоко, объяснял сыну, что такое ось вращения Земли. Мария Ивановна учила сына письму, объясняла азы арифметики. Читать семилетний Циолковский научился сам – по «Сказкам» Афанасьева. В 10-летнем возрасте Константин заболел скарлатиной, осложнением которой стала глухота. Болезнь стала причиной его одиночества – он отдалился от всех и замкнулся, тяжело переживая свое увечье. Но глухота стала и причиной его внутренней сосредоточенности на работе.
Учиться в школе глухому мальчику было непросто: он почти не слышал учителей. В университет путь был тоже заказан: слушать лекторов и отвечать на семинарах он не мог. Оставался один путь – заниматься самому по учебникам математики и естествознания еще отцовских времен.
Константин увлекся проектированием и конструированием. Как и Ньютон в детстве, он делал кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями из бумаги и картона. К 14 годам он стал делать коляски и локомотивы на пружинах. В 16 он изготовил самодельный токарный станок и начал делать ветряные мельницы, а однажды собрал музыкальный инструмент со струной, клавиатурой и смычком. К окончанию гимназии Костя соорудил паровой автомобильчик, аэростат и начал рисовать машины с крыльями.
Отец принимает решение отправить Константина учиться в Москву, в Высшее техническое училище. До Москвы юноша доехал, но поступать в училище не стал. Вместо этого он записался в единственную городскую бесплатную библиотеку – Чертковскую – и углубился в самостоятельное изучение наук. Все это время Циолковский прожил в буквальном смысле на хлебе и воде. Почти все получаемые от отца деньги он тратил на книги, приборы и химические препараты.
Вернувшись через три года домой, Константин стал давать частные уроки. Преподаватель из глухого Циолковского вышел блестящий. Он мастерил из бумаги многогранники, чтобы объяснять ученикам геометрию, и вообще часто объяснял предмет на опытах. Также он продолжал самостоятельно изучать физико-математические науки по циклу средней и высшей школы, а впоследствии экстерном блестяще сдал экзамены на звание учителя и отправился преподавать арифметику и геометрию в город Боровск Калужской губернии.
Помимо преподавания, именно в Боровске Циолковский полностью осознал проблему, которая интересует его более всего, – космические полёты и воздухоплавание. Все свои силы Циолковский отдавал науке и почти все учительское жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. В это же время Константин Эдуардович написал своеобразный научный труд в форме дневника «Свободное пространство», где им впервые был сделан четкий вывод: единственно возможный способ перемещения в космическом пространстве основан на принципе реактивного движения.
Продолжая заниматься расчетами возможностей межпланетных путешествий, Циолковский загорелся идеей создания цельнометаллического дирижабля. Вычисления его движения, математические формулы (позже они станут известны как формула Циолковского, число Циолковского) занимали почти все его время. Кроме того, он занимался механикой движения, теорией газов и строением Солнца. Постепенно к глухому учителю-изобретателю из Боровска стала приходить известность. Его пригласил в Москву профессор Столетов выступить с докладом о разработанном им дирижабле.
После переезда в Калугу Циолковский стал преподавателем арифметики геометрии и физики в женском епархиальном училище и продолжил активную научную деятельность. Помимо аэроплана и дирижабля, он занимался аэродинамической трубой, которую называл «воздуходувкой». Сегодня она применяется в экспериментах с моделями самолетов, машин, вертолетов, ракет, космических кораблей и даже подводных лодок. В начале ХХ века Циолковский окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса. В статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он впервые обосновал, что аппаратом для успешных космических полетов могла стать ракета. Ученый занимался многими практическими вопросами космоса, которые позднее сформировали основу для советского ракетостроения. Он предложил варианты ракетного управления, систем охлаждения, конструкции сопла и системы подачи топлива.
В 1921 году 64-летнему Н.Э. Циолковскому дали пожизненную усиленную пенсию за заслуги «в области научной разработки вопросов авиации», а через два года он стал почетным профессором Военно-воздушной академии имени Н. Жуковского.
«Невозможное сегодня станет возможным завтра», – говорил Циолковский. Пройдут годы, и идеи Николая Эдуардовича начнут реализовываться в жизни: запуск искусственного спутника Земли, орбитальный космический полёт первых живых существ, собак Белки и Стрелки, полёт человека в космос 12 апреля 1961 года, когда впервые в мире советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток».
Ваш заказ:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности