Надежда Дурова – первая русская женщина, посвятившая себя военному делу, офицер Русской императорской армии, кавалерист-девица, участник Отечественной войны 1812 года, писательница, друг Александра Пушкина.
Родителями кавалерист-девицы Надежды Дуровой были дочь полтавского помещика Надежда Александрович и гусарский ротмистр Андрей Дуров. Жизнь с бравым ротмистром предполагала постоянные походы вместе с кавалерийским полком, в котором он служил. Но Надежду Александрович это не пугало: она была молода и полна сил, а также страстно желала подарить супругу наследника. Однако в 1783 году в Киеве у женщины родилась дочь, любви к которой она так и не испытала. В годовалом возрасте девочку отдали на попечение боевому товарищу Дурова, фланговому гусару Астахову. В его семье Надежда Дурова воспитывалась до пяти лет. Полковая жизнь в окружении мужчин сформировала у девочки характер бойкого мальчишки.
Когда у Дуровых родились еще две дочери, Андрей Дуров подал в отставку и занял должность городничего в Сарапуле Вятской губернии. Наде пришлось попрощаться со всем, к чему пристрастил ее добрый воспитатель Астахов: с лошадьми, пистолетами и играми на свежем воздухе. Маленькая Надежда вернулась под надзор матери, которая всеми силами старалась искоренить «астаховское гусарское воспитание». Она заставляла дочь плести кружева, шить, вязать, жестоко наказывая девочку за испорченное рукоделие. Через несколько лет отец, поняв, что Надя несчастна, подарил ей черкесского жеребца Алкида. Но мать запрещала девочке ездить верхом, и Дуровой приходилось убегать в конюшню по ночам. Она садилась на Алкида и скакала по полям до самого рассвета. Когда это раскрылось, мать приняла решение избавиться от неуправляемой дочери – выдать ее замуж.
После замужества восемнадцатилетняя Дурова отправилась в Ирбит – место службы ее супруга. Семейная жизнь была невыносима Надежде. Вскоре она сбежала в Сарапул, но поняла, что в родительском доме жить свободно ей не дадут.
В 1806 году недалеко от Сарапула остановился казачий полк. В день своих именин Дурова надела мужское казацкое платье, обрезала косы и прискакала на Алкиде в полк, где представилась Александром Дуровым, сыном помещика. Никто из казаков не заподозрил в «бойком юноше», ловко владевшем саблей и крепко сидящем в седле, девушку.
Через месяц казачий полк дошел до Гродно. Там Дурова представилась Александром Соколовым и поступила на службу в Коннопольский уланский полк. В нем ношение бороды было необязательным, в отличие от казачьего полка, поэтому она не боялась быть разоблачённой. Теперь Надя была по-настоящему счастлива, она имела все, что судьба отобрала у нее с возвращением в родительский дом – лошадей и оружие. Вскоре представилась возможность участвовать в бою и проявить себя.
Дурова отличились в битвах с французской армией при Гейльсберге, Фридланде, Гуттштадте. За спасение раненого офицера в Гуттштадте ее наградили Георгиевским крестом и произвели в унтер-офицеры.
Надежда поражала своих сослуживцев невероятной самоотверженностью, полным презрением к малодушию и опасности. От нее никто никогда не слышал ни одной жалобы на трудности походной жизни.
Ее секрет раскрылся в 1807 году в Тильзите во время подписания Тильзитского мира между Александром I и Наполеоном. Выдало Дурову письмо к отцу, в котором она просила прощения за свой побег. Полковое начальство лишило Дурову оружия и отправило ее с сопровождением в Санкт-Петербург на аудиенцию к императору. Александр I был восхищен храбростью женщины и ее желанием служить родине. Он выслушал просьбу Дуровой не возвращать ее к родителям и разрешил остаться в армии: дал Дуровой мужское имя Александр Андреевич Александров и отправил в Мариупольский гусарский полк в чине подпоручика.
Военная карьера Дуровой начала стремительно развиваться: спустя четыре года она получила в командование полуэскадрон (60–75 всадников). В 1812 году Дурова участвовала в конной атаке под Смоленском и в Бородино, где была ранена в ногу. После лечения она получила чин поручика и служила ординарцем у самого Михаила Кутузова. Он знал, что офицером на самом деле была женщина, но относился к ней так же, как к военным-мужчинам, не делая скидок.
Дурова участвовала в блокаде крепостей Модлин и Гарбург, в переходе через Богемские горы. Но весной 1816 года штабс-ротмистру Дуровой пришлось попрощаться с армией: после 10 лет службы ее уволили, назначив пенсию. Кавалерист-девица уехала жить к брату Василию в Сарапул, где он служил городничим, а затем обосновалась в Елабуге. В Елабуге Дурова написала автобиографию «Записки кавалерист-девицы» и попросила брата Василия показать мемуары Александру Пушкину. «Записки» настолько впечатлили поэта, что он тут же вызвался напечатать их в журнале «Современник». «Записки кавалерист-девицы» имели оглушительный успех. Воодушевившись, Дурова решила посвятить себя сочинению романов и повестей. Со следующего же года она начала публиковаться в журналах «Библиотека для чтения», «Современник». Затем в печать вышли ее произведения «Гудишки», «Угол», «Серный ключ», «Год жизни в Петербурге, или Невыгоды третьего посещения». В 1840 году было опубликовано четырехтомное собрание сочинений Дуровой.
Литературные критики, в том числе и Виссарион Белинский, поддерживали ее произведения хвалебными отзывами, отмечали простоту слога, выразительность языка и небанальность содержания. Как писателя, ее больше всего волновала несправедливая разница между статусом мужчины и женщины в обществе.
До конца своих дней Надежда Дурова не снимала мужского платья и не изменяла своему мужскому имени. Она жила скромно, страстно любила животных, помогала всем, кто просил о помощи. Легендарная кавалерист-девица, поразившая своей доблестью самого императора, умерла в 1866 году в возрасте 83 лет. Похоронили ее со всеми воинскими почестями в Елабуге, там же находится единственный в России музей-усадьба Надежды Андреевны Дуровой – первой в истории России женщины-офицера.
История жизни этой неординарной дамы, участницы военной кампании 1812-1814 годов, известна многим благодаря комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», где роль кавалерист-девицы Шурочки Азаровой сыграла молодая Лариса Голубкина. Режиссер, выступивший совместно с Александром Гладковым и в качестве автора сценария, значительно романтизировал образ Дуровой, сохранив многие женские качества, в то время как истинная русская амазонка в жизни не только мало походила на остальных представительниц слабого пола, но и совершенно не стремилась к этому.
Ваш заказ:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности