Александр Николаевич Вертинский – один из самых популярных исполнителей первой половины XX века, печальный Пьеро, вписавший свою судьбу в историю отечественной культуры.
Родился будущий певец в Киеве в 1889 году. Его отец работал частным поверенным и журналистом. Детство мальчика было далеко не самым радостным. В три года у Александра умерла мать, а спустя несколько лет умер и его отец. После смерти родителей Саша и его сестра воспитывались в разных семьях родственниками матери. Долгое время они ничего не знали о жизни друг друга и встретились много лет спустя, когда оба уже были взрослыми.
В 10 лет Вертинский поступил в гимназию, однако учился он неохотно и плохо. В 1904 году Александр был исключен из гимназии и покинул дом своей тёти. Так будущий певец оказался на улице – ночевал где придётся, продавал открытки, подрабатывал грузчиком и даже бухгалтером, но его быстро отовсюду увольняли.
Еще в гимназии Вертинский восхищался театром, старался не пропускать новых постановок, сам играл в любительских спектаклях и даже устроился статистом в киевский Соловецкий театр.
Вскоре он уехал в Москву в надежде стать литератором, а также начал выступать в театре миниатюр со своими поэтическими пародиями. В 1913 году он подал заявление в Московский художественный театр. Экзамен принимал сам Станиславский! Ему не понравилось, что Вертинский плохо выговаривает звук [Р], и отказал Александру в поступлении из-за дефекта речи.
Впервые на эстраду Вертинский вышел в 1915 году и пел о бедных одиноких детях. Сначала он выступал в костюме Пьеро, который постепенно был сокращен до макияжа белоснежной маски лица и ярко-красных губ. Костюм Пьеро соответствовал захватывающей игре рук актера. Вертинский называл свои песни «ариетками» (небольшие оперные песенки), а его самого поначалу называли «русским Пьеро». Позже Вертинский появится на сцене в черном цилиндре и фраке с белоснежной рубашкой спереди. Со временем Вертинский нашел свой незабываемый исполнительский стиль. Каждую свою песню он превращал в небольшую пьесу с развитым сюжетом и одним-двумя персонажами.
Вертинский приобрел известность еще до Октябрьской революции. Его песни, по словам современников, обладали гипнотическим воздействием, врезались в голову слушателям и передавались из уст в уста.
В 1920-е годы его жизнь сильно изменилась. Вертинский постепенно завоевал любовь зрителей в Европе, а затем и в Америке. Тема его песен также претерпела изменения. Если до революции он пел об экзотических странах, то теперь с ностальгией размышляет о России.
С 1923 года Вертинский жил в Польше. Из Польши он уехал во Францию. Там он познакомился со многими знаменитыми актёрами: Чарли Чаплином, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо. На одном из своих выступлений, Александр познакомился с принцем Уэльским.
Из Франции Александр отправился в США и некоторое время прожил в гостях у Марлен Дитрих на её роскошной вилле в Беверли-Хиллз. После успешного турне по Америке он вернулся во Францию, а затем уехал в Китай. Там он работал в советской газете «Новая жизнь», участвовал в передачах радиостанции ТАСС, давал представления для русской диаспоры. Часть песен Вертинского этого периода – «В снегах России», «О нас и о родине», «Наше горе», «Иная песня» - проникнута патриотизмом.
Во время эмиграции его песни превратились в маленькие баллады. Если раньше его героями были капризные дамы в шикарных оперных плащах и клоуны, лорды и бродяги, то теперь это обычные люди. Они неустанно стремятся к счастью и скорбят, когда терпят неудачу.
В 1930-е годы он начинает писать песни на стихи советских поэтов. Все эти долгие годы эмиграции Вертинский мечтал вернуться на родину. Он не раз обращался к советским властям с просьбой разрешить ему вернуться, но каждый раз они отказывали.
В эмиграции Вертинский не нажил состояния, поэтому после возвращения в Россию, в 55 лет, пришлось начинать все сначала. Его возвращение домой в 1943 году во время Отечественной войны символизировало солидарность с советским народом, борющемся с фашизмом. Песни Вертинского стали близки и дороги советским людям. Он выступал для раненых и сирот, гастролировал по всей стране, включая Сибирь и Среднюю Азию. После войны он снимался в кино, режиссеры использовали его своеобразную аристократическую внешность. Вертинский с блеском сыграл роль князя в известном фильме «Анна на шее». Одно только его появление в кадре создавало необходимый эффект, желаемую атмосферу. Запомнилась и работа актера в фильме «Великий воин Албании Скандербег», где он сыграл роль дожа Венеции.
Сегодня ранние песни Вертинского снова созвучны времени. Их поют Гребенщиков и Скляр, Свиридова и «Агата Кристи», Малинин и драматические актеры. Можно сказать, что в этом столетии Александр Николаевич вернулся на родину еще раз.
Ваш заказ:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности