По школьным учебникам мы знаем Ивана Андреевича Крылова как главного баснописца. Он высмеивал чиновников, глупцам отвечал остроумными анекдотами, не стеснялся говорить правду в лицо. Между тем многие современники вспоминают его как доброго человека, который был окружен любовью и поклонниками, но никому не мог открыться по-настоящему. Были и те, кто посмеивались над ним, слагая легенды о феноменальной рассеянности, неряшливости, неутолимом аппетите. Он совершенно не замечал собственной оплошности, мог пользоваться ночным чепчиком вместо носового платка, потому что по рассеянности путал эти мелкие вещицы. Его нельзя было назвать франтом, или даже просто опрятным человеком. Но женщины любили этого человека, хотя он скончался холостяком.
Один из самых известных русских мемуаристов Фили́пп Вигель называл его и поэтом, и хорошим музыкантом, и математиком. А сам Крылов считал себя не баснописцем, а переводчиком и поэтом.
Иван Андреевич всю жизнь стремился к знаниям. Он много читал, самостоятельно освоил игру на нескольких музыкальных инструментах, знал четыре языка – французский, итальянский, немецкий, греческий, изучил математику. В преклонном возрасте он освоил древнегреческий язык.
Этот человек поистине сделал себя сам. Его родители жили бедно – отец был армейским офицером, который участвовал в пугачевском бунте и при отставке не получил ни званий, ни наград, ни большого жалованья. После смерти отца семья оказалась в ещё более тяжёлом положении. Восьмилетний Иван начал работать подканцеляристом в уездном суде.
У Крылова не было возможности получить хорошее классическое образование, но отец в наследство оставил ему сундук с книгами, а мать сумела привить мальчику любовь к труду и чтению. Писатель всегда с нежностью вспоминал о ней: «Она была простая женщина <...> без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей». Иван освоил грамоту в доме своих тверских благодетелей помещиков Н. и П. Львовых, они позволили мальчику присутствовать на уроках французского языка, которые давались их детям.
Когда Ивану исполнилось 14 лет, вдова с детьми отправилась в Санкт-Петербург, чтобы похлопотать о пенсии и устройстве старшего сына на работу. Иван был принят приказным служителем в казённую палату.
Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах.
В пятнадцать лет он пробует писать. Ему нравится юмор, сатира, комедия, и вовсе не потому, что он был насмешником. Иван полагал, что эти литературные жанры помогают человеку стать лучше, корректируют его поведение и помогают взглянуть на себя со стороны.
Как только в Санкт-Петербурге появился общедоступный театр, Иван Андреевич, всегда тянувшийся к искусству, не смог пропустить такую новинку. Он увлекся театром! Познакомился с актерами, стал жить интересами нового храма искусства. Скучная служба в канцелярии стала казаться ему невыносимой, он решил выйти в отставку, вплотную заняться тем, к чему лежала его душа – литературной деятельностью. В это время Крылову исполнилось восемнадцать лет. Первые литературные опыты были неудачными, но постоянное самообразование, неустанная работа сделали своё дело. В 18 лет он пишет свою первую трагедию, назвав её «Филомела». В ней чувствуется талант автора, но само произведение было обычным подражанием классикам. Первый неудачный опыт не останавливает юного литератора. Решив перейти к комедиям, он пишет ряд сочинений: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др. Они также не вызвали восторга у читателей и критиков, но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.
Свободно владея французским, Крылов в Петербурге освоил английский, немецкий и итальянский языки. Он прочитывал новинки европейской литературы, интересовался мировой философией, историей, античной словесностью. Позднее он выучил древнегреческий, чтобы переводить Гомера.
В 19-летнем возрасте Крылов публикует свои первые басни «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл» без авторской подписи на страницах журнала «Утренние часы».
В 20-летнем возрасте Иван Крылов становится издателем, вместе с другом они выпускают журнал «Почта духов». Молодой издатель горит желанием добиться успеха. Через три года он в компании единомышленников создает журнал «Зритель». Ещё через год появляется новый журнал – «Санкт-Петербургский Меркурий». В 1805 году Иван Андреевич перевёл на русский язык две басни французского писателя Лафонтена и просто влюбился в этот жанр. Лишь в 36 лет Крылов понял, что басни – это его призвание. Его драматургические произведения «Модная лавка», «Урок дочкам», «Пирог» стали довольно успешными, но до конца своих дней он предпочёл заниматься именно баснями.
В 1809 году вышел первый сборник басен, автором которых стал сам Крылов. И это был уже не просто успех, а настоящая слава. Крылов завоёвывает себе видное и почётное место в русской литературе, а благодаря последующим изданиям басен становится писателем в такой степени национальным, каким до тех пор не был никто другой. Всего Иваном Андреевичем Крыловым написано 236 басен, которые вошли в девять пожизненных сборников. Их темы различны, баснописец критиковал русскую действительность, человеческие пороки, рассказывал читателям литературные анекдоты. Предметом сатиры его текстов были и политические события («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица» – о войне с Наполеоном), и разлагающиеся «устои» общественной жизни («Водолазы», «Сочинитель и Разбойник»). Крылов смеялся над чванством («Гуси»), над увлечением иностранцами («Обезьяны»), над уродливым воспитанием («Воспитание Льва»), мотовством, непрактичностью и многим другим. Однако, несмотря на жгучую сатиру его басен, именно он оказался едва ли не самым любимым автором своего времени. Ему удалось избежать опалы сразу при трёх самодержцах, в эпоху правления которых он жил, и удивить весь Петербург празднованием 50-летнего юбилея писательской деятельности.
Поэт ещё при жизни стал классиком, его творчество было необыкновенно популярным и не утратило своей востребованности до сих пор. Многие его басни были разобраны на цитаты, обогатившие русский язык. Их читали в каждой семье, около 80 тысяч сборников басен были проданы ещё при жизни писателя. Это был необыкновенный успех, поставивший баснописца в один ряд с Пушкиным и Гоголем.
Начав свою жизнь в бедной семье, не имевшей средств для образования детей, Крылов стал академиком Петербургской академии наук и получил чин статского советника. Крылов продолжал писать до конца жизни. Итог творческой деятельности Крылова точно описан в строках поэта Петра Вяземского:
«Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль».
Умер Иван Андреевич 21 ноября 1844 года, в день похорон друзья и знакомые получили по экземпляру изданных им басен. На траурно-черной обложке было написано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».
Ваш заказ:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности